«Треугольник Карпмана» в психологии: что это такое?

«Треугольник Карпмана» в психологии: что это такое

«Треугольник Карпмана» в психологии: что это такое?

Приветствуем Вас, друзья!

У каждого из нас среди знакомых есть, так называемые «нытики». Постоянно и везде жалуются на свою печальную судьбу. Им не везёт в работе, учёбе, личной жизни, месте проживания, в лотереях. Виноваты в этом не они, а окружающие. Плохие соседи, отвратительное начальство, козни сослуживцев и т.п. Но при этом не пытаются изменить себя или свою личную жизнь.

Но есть и такой тип людей, которые на 100% уверены в своей правоте. Такой человек всегда лезет из кожи вон пытаясь показать себя с наилучшей стороны. Даже когда его не просят, начнёт помогать и навязывать свою точку зрения. Для него главное — показать своё превосходство, подчинить своей силой воли любого, оказавшегося на пути.

«Треугольником Карпмана» называют психологическую модель, которая объясняет подобное поведение перечисленных типов. Она просто, но достаточно наглядно описывает взаимоотношения между всеми людьми. Согласно этой модели, любые взаимоотношения подразумевают людскую зависимость и всевозможные манипуляции.

Всего насчитывают психологические роли трёх видов. Самое интересное, что каждый из находящихся в углах ТК, манипулирует другими. Просто способы отличаются. Да и цели тоже.

Только не надо ставить рамки

В 1969-ом году американский психолог Стивен Карпман предложил такое название. Но мысль была не его лично, а Эрика Бёрна, который был наставником учёного. Стивен их обобщил и вывел главные постулаты. Теория вышла очень удачной и точной. Именно поэтому её стали часто использовать в современной психиатрии и психологии.

Три типа поведения

Итак, перечислим их. Это:

  1. Жертва. Самая «страдающая» сторона. При общении с другими всегда жалуется о своих неудачах, тщательно объясняя, кто в них виноват. То есть находит виновных в своих горестях и промахах. Только себя забывает упомянуть.
  2. Преследователь (Агрессор). Такой тип всегда и во всём прав. Он старательно пытается всем навязать именно такую точку зрения. К любому, кто не согласен с такой точкой зрения, испытывает агрессивную реакцию.
  3. Спаситель (или Спасатель). Всегда всем сопереживает. Старательно показывает максимальное сострадание к Жертве. Обещает помочь ей и оказывает полное согласие с её доводами. В том случае, если поможет, то будет это выпячивать и максимально рекламировать свой поступок. Об этом должны узнать все окружающие.

Можно назвать такие отношения игрой, но это наша реальная действительность. У каждого из нас есть такие люди в ближайшем окружении. Здесь «Спасатель» всегда займёт сторону «Жертвы». А между «Агрессором» и «Жертвой» начинается конфликт. Такие взаимоотношения могут продлиться достаточно много лет. Но жизнь вносит свои коррективы.

Все могут поменяться местами. «Агрессор» превратится в «Спасателя», а «Жертва» стать «Агрессором».

Стоит напомнить, что все роли выбираются сугубо добровольно. Многие даже не догадываются о том, что они становятся манипуляторами или подопытными крысами. Муж, жалующийся друзьям о вечно пилящей его жене за кружкой пива. Они и не догадываются о своей роли Спасителей, кивая ему и поддерживая его невыносимое положение.

Роли 

Советы для Жертвы

  1. Попробуйте улучшить свою жизнь всеми возможными свойствами Избавьтесь от любых поводов для нытья и повысьте своё самоуважение, самооценку.
  2. Прекращайте обвинять других в своих неудачах. Возьмите ответственность за свои поступки и не вините в этом других людей.
  3. Поймите, что в реальной жизни нет никакой «халявы» не бывает. Всё, что мы получаем, должны сами заработать, забрать, заслужить или заплатить.
  4. Перестаньте оправдываться, когда этого никто не просит.
  5. Пользуйтесь услугами Спасателей, получайте от них всяческую поддержку. Не сталкивайте их лбами с Преследователями.

Предлагаем Вашему вниманию весьма занятное видео на нашу сегодняшнюю тему:

Советы для Спасателя

  1. Не стоит вмешиваться в ситуации без личной просьбы.
  2. Запомните, что не все люди вокруг Вас плохие, а только Вы можете разрулить события.
  3. Никогда не давайте обещания, если не сможете их выполнить.
  4. Делайте благородные поступки не корысти ради, а во благо других.
  5. Попробуйте помогать другим, не вмешиваясь в чужие судьбы.
  6. Оказывайте помощь, только когда Вас попросят об услуге.

Советы для Преследователя

  1. Перед тем, как начинаете злиться на кого-либо, попробуйте посмотреть его глазами на события. Может в его поступках не было желания обидеть кого-то.
  2. Все мы имеем право на ошибки. Как говорили древние: «чаще всего злиться тот, кто неправ».
  3. Попробуйте найти причины неудачи в своих делах и поступках.
  4. Прислушивайтесь к мнениям других. Это только улучшит взаимопонимание.
  5. Найдите себе хобби или увлечение, в которое можно перенаправить Вашу энергию.
  6. Влиять на своих родных и близких оказывается можно не агрессивно, а при помощи мотивирующих методов.

Не стоит спешить с выводами

Заключение

Вся эта модель прекрасно описывает психологию отношений между личностями в весьма некрасивом виде. С древних времён одни люди пытаются манипулировать друг дружкой. Но это лишь превращает отношения во взаимную зависимость. Данное поведение свойственно любым людям, но при нормальных отношениях оно не видимо.

Именно поэтому, если мы заметим, что вокруг действует подобный треугольник, то стоит срочно найти решение. А каким оно будет, зависит только от нас и нашего желания сохранить хорошие отношения.