Релевантность: что это простыми словами?

Релевантность: что это простыми словами?

Простыми словами о сложных терминах

«Релевантность» — это понятие, предполагающее такую связь одного явления с другим, что при рассмотрении первого явления желательно рассматривать и второе. Иными словами, можно сказать, что определенное явление релевантно по отношению к определенной задаче, если оно увеличивает вероятность достижения цели, которая подразумевается при постановке этой задачи. Таким образом, какая-то вещь может быть релевантной, документ или часть информации могут быть релевантными. Понимание релевантности не зависит от того, говорим ли мы о «вещах» или о «информации». Например, принципы Гандхи имеют большую релевантность в современном мире.

Концепция релевантности широко используется в таких областях знания:

  • политика;
  • экономика;
  • когнитивная наука и прагматика;
  • право;
  • Интернет;
  • информатика.

Наиболее фундаментально, однако, она изучается в теории познания. Различные теории знаний имеют разные представления о том, что считать релевантным. Рассмотрим теперь более подробно различные аспекты применения данного понятия в упомянутых сферах знаний.

Всё это очень сложные вещи

Политика

В течение 1960-х годов релевантность была модным словом, означающим «значимость социальных проблем», таких, как расовое равенство, нищета, социальная справедливость, голод в мире, мировое экономическое развитие и т. д. Подразумевалось, что некоторые предметы, например, изучение средневековой поэзии и практики корпоративного права, не имеют смысла, поскольку они не затрагивают неотложных социальных проблем.

Экономика

Экономист Джон Мейнард Кейнс рассматривал важность определения релевантности проблемы расчета риска при принятии экономических решений. Он предположил, что релевантность некоторых доказательств, таких как истинное суждение, должна определяться с точки зрения изменений, которые она производит для оценки вероятности будущих событий. В частности, Кейнс предположил, что новое доказательство e не релевантно по отношению к предложению x, старому доказательству q, тогда и только тогда, когда x / p q = x / q. В противном случае, предложение релевантно.

Существуют технические проблемы, связанные с этим определением, например, релевантность доказательства может быть чувствительной к порядку получения других доказательств.

Право

Значение «релевантности» в законодательстве США отражено в правиле 401 «Федеральных правил о доказательствах». Это правило определяет релевантность как «имеющуюся какую-либо тенденцию приводить к существованию какого-либо факта, который имеет последствия для определения действия, более вероятного или менее вероятного, чем это было бы без доказательства». Другими словами, если бы факт не имел никакого отношения к истине или ложности заключения, это было бы юридически нерелевантно.

Информатика

Рассмотрим ситуации, при которых документы, извлекаемые из баз данных, являются релевантными или нерелевантными. Учитывая концепцию релевантности, в информатике принято применять для этого два параметра — точность (precision) и отзыв (recall):

Recall = (a / (a + c)) x 100 %,

где a = количество полученных, релевантных документов, c = количество неполученных, релевантных документов (иногда называемых «тишина»).

Precision = (a / (a + b)) x 100 %,

где a = количество полученных, релевантных документов, b = количество полученных, нерелевантных документов (часто называемых «шум»).

Отзыв, таким образом, является выражением того, насколько исчерпывающим является поиск документов, а точность — мерой количества «шума», образуемого при извлечении документов.

Данное определение используется при определении веса станицы в Интернете. Это соответствие текста запросу пользователей в поисковых системах.

Когнитивная наука и прагматика

В 1986 году два учёных Дэн Спербер и Дейрдри Уилсон обратили своё внимание на центральное значение решений релевантности в аргументации и коммуникации. Они предложили оценку процесса вывода релевантной информации из любого высказывания. Для выполнения этой работы они использовали так называемый «принцип релевантности», а именно положение о том, что любое высказывание, адресованное кому-либо, автоматически выражает презумпцию его собственной оптимальной релевантности.

Главная идея их теории заключается в том, что все высказывания можно встретить в некотором контексте. А правильная интерпретация именно этого высказывания — это то, что позволяет привносить большинство новых подтекстов в этот контекст на основе, как минимум, количества информации, которую нужно передать. Для Спербера и Уилсона релевантность воспринимается как относительная или субъективная, поскольку она зависит от уровня знания слушателя, когда он сталкивается с высказыванием.

Спербер и Уилсон подчеркивают, что эта теория не предназначена для оценки каждой интуитивной интерпретации английского слова «релевантность». Релевантность, как технический термин, ограничивается отношениями между высказываниями и интерпретациями, и поэтому теория не может учитывать интуицию, в том числе в задачах, связанных с физическими объектами. Например, если водопроводчик должен установить герметичный кран, некоторые предметы и инструменты имеют значимость (например, гаечный ключ), а другие — нет (например, рифленое железо).

Всё это вместе довольно таки сложно для обычного обывателя. Поэтому такими вещами занимаются специалисты. В обычной жизни это малопригодно.

Автор: Арсений Иванов