Евреи ашкенази – кто это простыми словами

евреи ашкенази – кто это простыми словами

Происхождение и достижения евреев ашкенази

К сожалению, на сегодняшний день еще сохраняется снисходительное отношение к еврейскому населению. На основе данных опроса, социологи подтвердили, что чем менее европеец ознакомлен с развитием и культурой еврейского населения, тем более критическое отношение он выражает к европейскому народу. В данной статье предлагаю кратко рассмотреть особенности мировоззрения и традиций евреев ашкенази, а также их роль в развитии нашего общества.

Интеллектуальные достижения еврейского народа

Жители Израиля внесли не малый вклад в европейский прогресс. Около 39% лауреатов Нобелевской премии являются прямыми еврейскими потомками. Они же составляют 23% учащихся Гарварда и около трети студентов заведений Пенсильвании и Колумбии. Часть евреев по сравнению с общей численностью европейцев составляет не более 0.25%. Трудно понять, как при таком населении можно получить указанные результаты.

Причину того находят в достаточно высоком интеллектуальном уровне. В 2007 году канадско-американский ученый С. Пинкер в докладе заявил, что среднестатистический показатель IQ еврея колеблется от 108 до 115. В то время, как интеллектуальный показатель европейца едва достигает 95. Г. Кохан и Д. Харди, изучавшие в 2005 г. специфику интеллектуального развития евреев субэтнической группы ашкенази, вывели индекс отклонения IQ еврейского народа от IQ европейцев. Показатель находится в пределах 0.75 – 1.0. Разница существенна, поэтому не удивительно, что 75-80% гениальных детей Нью-Йорка являются ашкеназами.

Сложно поверить, но это факт

Исторически сложилось так, что большую часть развития еврейского народа жителям было запрещено иметь собственные участки земли, хотя до этого народ специализировался на фермерстве. Чтобы выжить им приходилось перебираться в город и искать иной способ получения заработка. Евреи начали развивать себя, главным образом, в интеллектуальных видах деятельности. Они становились опытными купцами, банкирами, инвеститорами, инженерами. Не мало ашкеназов задействовано в преподавательской работе.

Стоит сказать, повышенный уровень IQ представители имеют не по всем показателям. По критерию зрительных и пространственных задач среднестатистическое значение не достигает даже 100 баллов, а вот вербальные процессы зашкаливают. Значительно развит навык использования символики как буквенной, так и цифровой. Высоко развито кратковременное запоминание.

Как появились евреи ашкенази?

Данная субэтническая группа представляет собой 80% от всего европейского населения. Меньшую часть составляют сефарды.

В 586 г. Иерусалим потерпел поражение от вавилонян. Почти все жители были выселены оставили лишь тех, кто способен работать физически. В Вавилон вывозили чаще состоятельных и образованных евреев. Спустя пару десятков лет они смогли стать лучшими представителями города-завоевателя. Переселенцы наиболее часто посещали вавилонские библиотеки, изучали язык. На них основывалась предпринимательская и преподавательская деятельность.

По прошествии 50 лет евреям было разрешено вернуться на родину. Согласие дало около 2 000 представителей национальности. В основном это те, кто не сумел реализовать себя в полной мере. Спонсировала переправку материально устоявшееся часть евреев. Когда вавилонские жители вернулись, они поняли, что развитие оставшейся в Иерусалиме части населения отстает минимум на полвека. Согласно одной из легенд, именно вавилонские евреи являются ашкеназами.

За другими данными, название возникло приблизительно в 15 веке. Так евреев называли немцы, ведь тогда Германия именовалась «Ашкеназ». Другая часть еврейского населения — сефарды. Так называли евреев жители Испании, которую они населяли.

Культура обучения ашкеназов

В традиционном понимании народа, наука должна развиваться на ряду с религией. Основы отношения к образованию были заложение еще до нашей эры. Даже если еврейская семья не богатая и в ней много детей, отец учит каждого ребенка основам чтения и счета. При этом, обучение одинаково доступно для детей любого пола. Несмотря на свою низкую численность, народ смог повлиять на специфику обучения в Европе. От евреев мы переняли следующее:

  • обучение женской части населения;
  • одобрение как способ награды за успеваемость;
  • введение «стипендий».

Однако «стипендии» имели для них несколько иной характер. Согласно еврейским традициям, если зять желал учиться, его обеспечивали весь период обучения. Зачастую это длилось около 10 лет.

Передача знаний отца к детям осуществлялась не ради перспективы будущего заработка, а для умения потомков разбираться в иудейских книгах. Одна только Тора состоит из 5 толстых книг. А, чтобы понять Гемару ее нужно читать по 6-7 часов на протяжение 7 лет.

Автор: Семён Выровец