Эпистолярный жанр — что это такое простыми словами

эпистолярный жанр - что это такое простыми словами

Эпистолярный жанр: характеристики, история, классические литературные образцы

В широком понимании слово «эпистолярный» обозначает любой текст, написанный в виде сообщения или письма к кому-либо. Слово происходит от названия древнегреческого литературного жанра – «эпистола». Эпистолы представляли из себя торжественные обращения, послания, написанные в стихотворной форме, преимущественно, в виде монолога. Распространение эпистол и дальнейшее развитие жанра обусловлено тем, что письмо долгое время оставалось единственным способом общения между людьми, живущими на значительном расстоянии друг от друга.

Эпистолы были распространены в античную эпоху и дали жизнь обычной бытовой переписке. В период классицизма, в моменты возрастания интереса к античной культуре (с 15 века в европейских странах, с к. 16 века в России), эпистолярный жанр получает бурное развитие в литературе.

Письмо – одно из древнейших способов общения, и с изобретением письменности и возникновением устойчивого жанра переписки умение составить письмо стало искусством, а в эпистолярном жанре сложились свои правила:

  • Выверенная композиция текста: от приветствия, к перечислению событий, к прощанию и подписи, иногда к постскриптуму.
  • Обращения отправителя к получателю, сочетание монологичности и диалогичности.
  • Четкая дифференциация официальных писем от частной и интимной переписки и использование в каждой сфере надлежащих языковых средств (в официальной переписке – деловой стиль, в частной – книжный стиль, а также разговорный).
  • Использование клише (в больше степени характерно для деловых писем, в меньшей – для частной переписки).

Весьма занятное чтиво

История появления

Тяга к клише, а также стремление к соблюдению традиций грамотно составленного и стилистически «красивого» письма обусловило появление таких справочников, как «письмовники». В Европе со Средневековья, в России с конца 15 века появились «письмовники» – руководства по написанию всех родов писем, от официальных до частных. Справочники содержали правила и примеры того, как грамотно, эффективно и прилично составлять письма.

В развитии эпистолярного жанра как литературного стиля огромную роль сыграла неформальность, естественность частной переписки, так как наряду с дневниковыми записями частные эпистолярные послания хорошо характеризуют личность автора, а также глубину межличностных отношений автора и собеседника. Именно поэтому к эпистолярному жанру прибегли классицисты и сентименталисты, выстроив богатое литературное наследие в эпистолярном жанре: непосредственно эпистолы, повести и романы в форме писем.

Эпистолярный роман (роман в письмах) композиционно выстраивается как сборник писем одного героя романа или переписка нескольких героев. Благодаря проникновению через эпистолярный жанр в мир автора послания создается эффект подлинности излагаемых событий, эффект искренности, погруженность читателя в атмосферу и внутренний мир автора, так как в письмах выражаются душевные переживания героев, а читатель видит, как развитие событий глазами героев, так и внутреннюю эволюцию.

В зарубежной литературе образцами романа в эпистолярном жанре стали:

  • «Португальские письма», традиции на стыке классицизма/сентиментализма, автор Габриэль-Жозеф Гийераг, 1669 год,
  • «Любовная переписка дворянина и его сестры», традиции на стыке классицизма/сентиментализма, автор Афра Бен, 1684 год,
  • «Памела, или вознаграждённая добродетель», «Кларисса…», сентиментализм, автор Сэмиэль Ричардсон, начало 18 века,
  • «Персидские письма», сентиментализм, автор Шарль Луи де Монтескье,
  • «Юлия, или Новая Элоиза», сентиментализм, автор Жан Жак Руссо,
  • «Страдания молодого Вертера», сентиментализм на стыке с романтизмом, автор Иоганн Вольфганг Гёте,
  • «Леди Сьюзан», романтизм, автор Джейн Остин и т.д.

Естественно, авторы умело стилизовали ткань романа под эпистолярный жанр, что сообщало повествованию исповедальность, подлинность и художественную силу.

В русской литературе образцами романа в эпистолярном жанре стали:

  • «Письма русского путешественника», сентиментализм, автор Николай Карамзин;
  • «Бедные люди», на стыке традиций романтизма/критического реализма, автор Федор Достоевский.

В 20 веке эпистолярный жанр развивали Виктор Шкловский (1923 год, роман «ZOO или Письма не о любви»), Вениамин Каверин (1972 год, роман в письмах «Перед зеркалом», причем – редчайший случай – основу романа заложили подлинные письма).

Современное состояние эпистолярного жанра

В современных технологических условиях переписка почти полностью вытеснена телефонным и видео-общением, стабильным можно считать лишь такой эпистолярный жанр, как деловое письмо.

Однако, несмотря на упадок развития эпистолярного жанра (частная бумажная переписка, как таковая, уже утрачена), получила развитие электронная переписка, и на этой основе появились и романы в эпистолярном жанре («Сердце Вольтера» Луис Лопес Ньевес, 2005).

Автор: Николай Сердеченко