Что такое дезинформация простыми словами, примеры

что такое дезинформация простыми словами, примеры

Простыми словами про дезинформацию

«Дезинформация» – это сведения несоответствующие действительности, преднамеренно распространяемые с дальнейшим искажением истинной картины происходящего. Уже в самом этом слове заключён злонамеренный характер этого явления, суть которого заключается в получении дивидендов за счёт введения в заблуждение той стороны, на которую она направлена. Её деструктивная сущность состоит в том, что адресат, на который она направляется, всегда является заведомо проигравшей.

Только сухие факты и сведения

Сферы её применения

Чаще всего, она используется для достижения военного превосходства с наименьшими потерями для себя. Однако было бы неправильно считать, что подобное используют только в целях закрепления превосходства в боевых действиях. Крупные успехи в бизнесе, так же довольно часто достигаются за счёт обмана своих партнёров. В личных отношениях между людьми заведомое враньё родным для приобретения выгоды, также встречается довольно часто.

Хитроумный обход врага – залог положительного результата

Однако, прямолинейный обман редко бывает эффективным. Поэтому для того, чтобы противная сторона поддалась на это, его нужно замаскировать. Следовательно, в основе любой лжи должна быть правда, вызывающая доверие и только какая-то небольшая, но ключевая часть может быть выдумана. Наиболее характерные случаи использования ложных сведений предоставляет нам история международных конфликтов, например, история Второй Мировой войны.

  1. В её начале немцы заставили французский генеральный штаб поверить в свою версию о направлении главного удара. Выйдя в тыл французам, пройдя через Арденнский лес, в течение нескольких недель разбили французскую армию, поставив под вопрос само существование Франции как самостоятельного суверенного государства.
  2. В последствии, когда боевые действия велись уже на территории СССР, профессиональный обман противника превратился в настоящее искусство. Без него уже нельзя было надеяться на успех, так прежде чем начать операцию «Багратион» командование красной армии всячески дезинформировало немцев относительно места проведения будущего сражения.
  3. Широкомасштабные мероприятия наших разведчиков обеспечили отличный результат и отступление вражеских войск из Белоруссии. Англо-американское командование перед форсированием Ла-Манша так же скрывало свои истинные намерения относительно нанесения своего удара, что так же привело их к удаче.

Фантазии и домыслы при решении политических и геополитических задач

Многие сотни высококлассных специалистов в разведывательных органах разных стран просиживают штаны, придумывая как бы насолить соседям, как ближним, так и дальним и нанести им максимально возможный экономический ущерб. Так в конце Холодной войны США объявили о планах так называемых «Стратегической оборонной инициативы», что было чистым блефом. Основной его задачей было вынудить СССР пойти на новый бесперспективный виток гонки вооружений. Американский блеф оказался удачным и вкупе с нежеланием руководства нашей страны продолжать советский проект, он привёл к её развалу и образованию пятнадцати «независимых» государств.

Военная хитрость в деловых отношениях

Ярчайшим примером использования с целью достижения преимуществ в бизнесе, можно считать возвышение семейства Ротшильдов, которые преуспели благодаря введению в заблуждение делового сообщества Англии. В начале девятнадцатого века, после триумфального возвращения Наполеона, во Францию из заточения на острове Эльба, судьба Европы и, прежде всего, Великобритании, «висела на волоске».

Всё решило сражение при Ватерлоо. От его исхода зависела судьба всей Европы. Английский финансист Натан Ротшильд, который по голубиной почте получил сообщение о разгроме Наполеона: известие для лондонской биржи весьма благоприятное, дезинформировал всё британское деловое сообщество. Узнав о поражении Бонапарта, он начал демонстративно продавать английские ценные бумаги.

Все подумали, что случилось страшное – Наполеон ведь выиграл битву, и тоже бросились сбрасывать британские ценные бумаги. Люди Ротшильда скупили всю биржу по бросовой цене. На следующий день, когда пришло известие о разгроме Бонапарта, они снова подорожали. Благодаря этой несложной афере Ротшильд за один день заработал 200 000 000 фунтов стерлингов, колоссальная сумма для того времени. Так простой биржевой спекулянт стал богатейшим человеком в мире.

Условия, которые необходимы для распространения откровенного вранья

Для того чтобы большие массы граждан поверили в явную чепуху, должны соблюдаться следующие принципы:

  • монополия на средства информации;
  • правдоподобность лжи;
  • готовность людей ей доверять.

Впрочем, даже если одно или даже два из этих параметров не соблюдаются, то при способности населения верить всевозможным сплетням и соответствующим сообщениям в прессе, они так же будут успешными.

Когда-то ещё министр пропаганды Третьего Рейха Йозеф Геббельс сказал, что чем чудовищнее ложь, тем легче в неё верят массы.