Что такое аутизм простыми словами: причины возникновения, признаки, симптомы

что такое аутизм простыми словами: причины возникновения, признаки, симптомы

Что представляет из  себя аутизм?

Понятие аутизм (синдром Краннера, аутистическое расстройство) достаточно широкое и определяется как патология головного мозга, негативно сказывающаяся на способности индивида к социальному взаимодействию. Данное нарушение также характеризуется отстранённостью, болезненной концентрацией на повторении определенных действий и отсутствием интереса к окружающему миру.

Признаки аутизма

Несколько простых примеров

Определить у ребенка наличие синдрома Краннера в период внутриутробного развития невозможно. Основные симптомы можно заметить в возрасте 3 лет и старше. При этом проявления нарушения могут носить разный характер более или менее выраженный. Их называют симптомами расстройств аутистического спектра. Зачастую болезнь не отражается на физиологическом состоянии пациента.

Основным признаком синдрома Краннера является задержка в развитии. В кругах психотерапевтов, зачастую можно услышать мнение, что он не является болезнью, а скорее особым состоянием, в котором пребывает человек.

Причины и механизм развития патологии

Аутизм относится к группе нейрогенетических заболеваний. Простыми словами это можно объяснить, как патология синоптических связей, возникающая в период внутриутробного развития плода. Что провоцирует подобный сбой, генетикам пока выяснить не удалось.

Существует несколько теорий, объясняющих данное заболевание, как следствие генетической мутации, возникшей на фоне:

  • Реакции на определенные типы вакцины;
  • Воздействия генетически модифицированных продуктов;
  • Приема во время беременности тех или иных медикаментозных препаратов;
  • Злоупотребление со стороны матери алкогольными и наркотическими препаратами в период вынашивания ребенка.

Клиническая картина

По статистическим показателям на 2016 год (США) расстройства аутистического спектра наблюдаются у 8 детей из тысячи.

В большинстве случаев, оно протекает без ремиссии. В определенные моменты могут наблюдаться периоды оживления, когда индивид проявляет физическую активность, и желание общаться с окружающими. В младенческом возрасте диагноз аутистическое расстройство поставить практически невозможно. При подозрении на нарушение работы нервной системы, в возрасте 2-3 лет ребенка показывают специалисту.

Утвердительный диагноз ставится при наличии, а точнее совокупности трех симптомов:

  1. Отсутствие или нежелание проявлять взаимодействие с окружающими;
  2. Нарушение коммуникативных способностей;
  3. Чрезмерная фокусировка внимания на определенных предметах, с повторением репертуара поведения.

Зачастую при нём встречаются и другие особенности характера:

  • Избирательность в еде;
  • Ритуальное поведение;
  • Неконтролируемые движения или мимика;
  • Агрессия по отношению к собственному телу;
  • Недостаточная обучаемость;
  • Болезненная привязанность к некоторым предметам;
  • Недостаток выражения эмоций.

Ранняя диагностика аутизма заключается в наблюдении и фиксировании необычного поведения ребенка. Заметить отклонение от нормы можно по следующим признакам:

  • В возрасте 1 года ребенок практически не лепечет, старается издавать минимум звуков;
  • Не реагирует на жестикуляцию со стороны других и не отвечает на нее;
  • К полутора годам не имеет устоявшегося словарного запаса;
  • К двум годам имеет ограниченный словарный запас, постоянно повторяет заученные фразы из двух слов по несколько раз.

Несмотря на то, что деградация не является прямым симптомом аутизма, дети с таким диагнозом могут забывать выученные ранее слова или вообще терять некоторые языковые или социальные навыки по мере взросления.

Социальная адаптация

Несмотря на ряд нарушений поведенческого характера, люди с синдромом Краннера способны стать полноценными членами общества, благодаря специальной терапии, направленной на развитие социальной адаптации.

Данная терапия должна начинаться, как только определены первые признаки нарушения. Она заключается в индивидуальном подходе, направленном, на снижение давления и стресса со стороны окружающих, погружение ребенка в менее напряженную обстановку. Терапия всегда совмещает в себе несколько обучающих процессов, способствующих повышению качества жизни и дающих больному некоторую долю самостоятельности. Для этого применяются программы поведенческой терапии, трудотерапии и занятия с логопедом.

Медикаментозное лечение назначается в случае острых проявлений аутистических симптомов, которые мешают проведению поведенческой терапии. В таких случаях применяются психотропные препараты, стимуляторы мозговой деятельности или антипсихотики.

Решение о приеме лекарств основывается на взвешивании возможной пользы для пациента и вероятности побочных эффектов. В большинстве случаев медикаментозная терапия в раннем возрасте включает только препараты на растительной основе, улучшающие качество сна.

Автор: Сергей Малахов